Суббота
27.04.2024
22:05
Приветствую Вас Гость
RSS
 

Персональный сайт учителя русского языка и литературы 

Худоноговой Натальи Владимировны

Главная Регистрация Вход
Образовательные технологии »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

ПРИМЕНЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

            Каждый учитель имеет свой педагогический почерк, свою «изюминку»  педагогического мастерства, которые отличают его от коллег по работе. Каждый педагог находится в постоянном поиске новых методов и форм обучения и воспитания, способствующих повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, повышения качества образования, воспитанию интереса школьников к изучаемому предмету, развитию творческих и познавательных интересов и способностей детей. Для  достижения поставленных задач использую следующие  методы организации и управления учебно-познавательной деятельностью:
           - Активные формы и методы обучения, которые способствуют формированию у обучающихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков.  
           Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.  
          К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Хотя ещё классики русской педагогики (Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн) в своих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников. «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К. Д. Ушинский.
         Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогики. Ведь основная функция учителя – это не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.  
         Учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.  
         Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, то есть. Она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны – это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение.  
        Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально – пассивных детей, которых в нашей школе. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу.  При планировании и проведении дидактической игры обязательно соблюдаю следующие правила:  
  • - Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности обучающихся.
  • - Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным,    разнообразным.
  • - Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать     удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
  • - В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными    участниками игры.  
         Я применяю в своей практике большое количество разнообразных дидактических игр.  Провожу уроки, где фрагментарно применяются игровые моменты,  но и уроки,  где игра – ведущий метод (уроки – ролевые игры, уроки – конкурсы, уроки – смотры знаний, уроки – викторины, урок – расследование, урок – экспертиза и другие).
- Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
         По-прежнему основной формой организации учебы является урок, на котором учитель должен задействовать все свое умение, знания, опыт, для того, чтобы «вдохновлять каждого ученика радостью мышления, стремлением к богатой жизни в мире мысли» (Сухомлинский). На каждом уроке должен рождаться интерес к предмету, захватывающий сердца и мысли детей.  
         Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.  
         Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
          Здоровьесберегающее обучение, в первую очередь, направлено на  обеспечение психического здоровья обучающихся. Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения обучающихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.  
         Каждый новый урок- это ступень в знаниях ученика, вклад в развитие его духовной, умственной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.  
         Структурными элементами уроков выступают:  
* приветствие;
* опрос самочувствия;
* релаксация;  
* оздоровительные упражнения;
* рефлексия;  
* прощание.  
        Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.
        Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках обучающимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.  
        Что может сделать учитель на уроках русского языка и литературы? Прежде всего, учитель не должен допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока включать многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, а у учащихся формирует оценочное суждение. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Во время проведения релаксации учитель не ставит перед учащимися цель – запомнить программный материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров.
1.Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.
2.Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.
3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т.д.  
        Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. То есть в центр образовательной системы необходимо поставить личность ребёнка, стараться обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Для сохранения здоровьесбережения использую:
- педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику обучающихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
-технологии уровневой дифференциации обучения.  
          Один из способов работы по данной технологии - групповая работа. Класс делится на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям «слабой» группы. Спокойная, доброжелательная обстановка урока положительно влияет на работоспособность обучающихся.  
         Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. Например, можно использовать «линию времени». В начале изучения новой темы продемонстрировать слайд, на котором начерчена «линия времени» с обозначенными на ней этапами изучения материала, формами контроля. Учитель рассказывает о самых важных периодах работы, требующих от учащихся особого внимания. Линия времени позволяет ученикам увидеть, какой материал они должны усвоить, определить срок изучения темы. Это позволяет детям заранее настроиться на изучение нового материала, правильно распределить свои силы.  
         На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.  
         При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. При изучении односоставных предложений предлагаю творческие задания на тему: «Береги свое здоровье», «Твой завтрак», «Прогулка или компьютер» и т.д.  
         Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.  
         На уроках литературы в средних классах читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.    
Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Для этого использую такую форму работы как нестандартные уроки. Эти уроки создают благоприятный климат работы в классе, повышают эмоциональный фон, нормализуют психическое состояние и ученика, и учителя. Это уроки:  
  • Уроки-семинары,
  • Уроки- экскурсии,
  • Уроки-путешествия,
  • Уроки-исследования,  
  • Уроки-концерты.  
         Все эти формы уроков становится формой реализации мотивации и самоопределения обучающихся. На своих уроках я использую ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки того или иного материала. На своих уроках я использую ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки того или иного материала.  
         В ходе всей деятельности в направлении здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы я вижу определённые положительные результаты. Они выражаются в итогах опроса, проводимого мной и школьным психологом в классах, где работаю.
-  Использование исследовательского метода обучения.  
           Исследовательский подход в обучении состоит:  
- во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного    познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);  
- в организации учебной и внеурочной научно-образовательной, поисково-творческой    деятельности;  
- в актуализации внутрипредметных, межпредметных, связей;  
-  в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон     познавательной деятельности;
- в изменении характера взаимоотношений ученик – учитель - коллектив обучающихся в     сторону сотрудничества.  
         Практикую проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учебного исследования или его элементов (урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок-открытие и т.д.), Особое внимание уделяю мотивации, как важного этапа урока, цель которого создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы. Мотивация - обязательный структурный компонент урока-исследования. На уроках применяю разные способы создания мотивации: с помощью текста, в котором противоречие; картинки, содержащей элементы неизвестности; невыполнимого задания и т.д.
          На других этапах урока школьников учу работать с разнообразными источниками информации для нахождения фактов, анализировать найденную информацию и результаты проделанной работы, представлять результаты исследования в различной форме (словесной, графической, знаково-символической и т.п.), т.е. организовывать свой труд, управлять своей учебной деятельностью.  
          При проведении уроков такого типа широко использую групповые формы обучения. Дети совместно решают разные проблемы, учась таким образом не только работать друг с другом, но и рассматривать проблему с разных точек зрения, с разных позиций и социальных ролей. Состав группы не является постоянным, он меняется в зависимости от темы урока, сложности изучаемой проблемы, психологической совместимости обучающихся, их интересов к различным областям знаний.
          Групповые формы обучения позволяют индивидуализировать обучение школьников, удовлетворить их потребности в познавательном и межличностном общении. Использую групповые формы учебной работы – оформление альбомов, проектов, рефератов, рецензий.  
          Специфика используемых методов обучения и развития детей позволяют обеспечить возможность решения задач развития индивидуальности, целостного миропонимания и системного мышления, развития логического, критического, творческого мышления, способности к решению проблем, способности к самопознанию и самопониманию, способности к проведению совместных и индивидуальных самостоятельных исследований.
         Пытаюсь вовлекать в исследовательскую деятельность всех обучающихся в обучаемых мною классах (5,11).  Исследовательская деятельность пятиклассников направлена на развитие  исследовательского поведения и творческого отношения к действительности. Ребята в доступной форме усваивают основные исследовательские понятия и методы познания, ведут наблюдения, проводят простейшие опыты для проверки своих гипотез, представляют результаты исследования в различных формах (доклады, творческие работы, стенды, альбомы). Дети знакомятся с основными этапами самостоятельной исследовательской деятельности.  
         Под руководством учителя и с помощью родителей ребята создают свои первые исследовательские работы, связанные с изучением тем, которые соответствуют их индивидуальным интересам, но ни как не укладываются в рамки обычной традиционной программы. К концу обучения в пятом классе у детей формируются навыки и умения исследовательской работы.  
          К старшему школьному возрасту (9-11) дети выходят на уровень проведения серьезной самостоятельной научно-исследовательской работы. Самостоятельные исследования проводятся под руководством научного руководителя. Результаты своих работ дети представляют на научно-практических  конференциях школьного, районного, окружного, регионального уровней. Все работы старшеклассников выходили за рамки школьной программы по своему содержанию. Анализ исследовательских работ старшеклассников за три года показывает, что обучающихся  успешно переносят навыки исследовательского подхода к обучению за рамки школьной программы по русскому языку и литературе.
          Прослеживается динамика роста успеваемости в течение года обучающихся, которые занимаются научно-исследовательской работой, активное участие этих детей во внеклассных мероприятиях, рост как в творческом, так и личностном плане.
          Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей». Школа должна развивать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Важной задачей обучения и воспитания является формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности. Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у обучающихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.  
        Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.  
       Развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки обучающихся  способствует внеклассная работа по предмету, которая реализуется через занятия кружков «Знатоки русского языка».
       Обучение и воспитание,  словно молния на куртке, обе стороны которой застегиваются одновременно. В своей педагогической деятельности никогда не забываю, что школа – это дом, где каждого любят, ценят, независимо от успехов, за то, что он человек. О каждом заботятся на столько, что он становится интересен себе и другим.
Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Министерство образования РФ
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Газета "Первое сентября"
  • Филологический портал
  • Институт развития образования Иркутской области
  • Всероссийская образовательная сеть Дневник.ру