ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННОГО СРЕДСТВА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В настоящее время компьютер является электронным посредником
между педагогом и учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по
индивидуальной программе. Ребенок, обучающийся за пультом компьютера, может сам
выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала, а
также проверить изученный материал.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый обучающийся отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний обучающихся. Это очень важно для ребенка. Он видит, что отметка не зависит от желания преподавателя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Он может посмотреть процент и качество своих знаний.
Тестирование – одна из инновационных методик педагогической диагностики. Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считаю тестирование, потому что тесты:
а) относительно краткосрочны, т.е. не требуют больших затрат времени;При подготовке материалов для тестового контроля придерживаюсь определенных правил:
б) однозначны, т.е. не допускают произвольного толкования тестового задания;
в) правильны, т.е. исключают возможность формулирования многозначных ответов;
г) относительно кратки, требуют сжатых ответов;
д) информационны, т.е. обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или интервальной шкалой измерений;
е) удобны, т.е. пригодны для быстрой математической обработки результатов;
ж) стандартны, т.е. пригодны для широкого практического использования – измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.
1. Не включаю ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована обучающимися.Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.
2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
3. Правильные ответы располагаю среди всех предлагаемых ответов в случайном порядке.
4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.
5. Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других.
6. Вопросы не должны содержать «ловушек».
В своей работе провожу тесты в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях обучающихся и позволяет оценить степень их подготовленности.
Например, предложенные обучающимся 30 вопросов по теме "Орфография" были выполнены за 40 минут с качеством знаний 86% - это хороший показатель систематического и целесообразного использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства - конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль - существенно повышают уровень обучения.
Хотелось бы представить несколько электронных образовательных ресурсов, позволяющих проходить он-лайн тесты по различным темам русского языка. Отмечу, что я широко применяю данные сайты на своих уроках.
- http://www.alleng.ru/edu/ruslang2.htm
- http://www.likbez.spb.ru/
- http://www.edu.ru/modules.php
- http://www.urokirus.com/online/test.html
- http://yarus.aspu.ru/?id=8&id_dictant=57
- http://testruslit.ru/rus.php?tem=7
- http://studportal.net.ua/page.php?al=test_po_russkomu
- http://samsdam.net/ruslang/00157.php
Используя ИКТ, педагог создает дополнительную мотивацию к изучению родного языка, освоению правил грамотной коммуникации, формированию речевой культуры, развитию самостоятельной активной личности.
Необходимо подчеркнуть, что сами по себе информационно-коммуникационные технологии не оптимизируют обучение, а также ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы. Использование ИКТ, как впрочем, и любого другого метода, не может быть самоцелью.
Новые информационные технологии лишь позволяют приблизить методику к требованиям сегодняшнего дня.