Использование информационно –
коммуникационных технологий
в образовательном процессе
На современном этапе в преподавании русского
языка и литературы особое внимание уделяется овладению обучающимися
традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и
экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной
активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а
стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных -
коммуникационных технологий в курсе русского языка и литературы значительно
поднимает уровень обученности при низкой мотивации обучающихся. Одним из
достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение
качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с
компьютером. Применение компьютера на уроках может стать новым методом
организации активной и осмысленной работы обучающихся, сделав занятия более
наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют
учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным,
индивидуальным и деятельным.
Комплекты педагогических программных
средств позволяют довести до обучающихся огромный поток информации. При этом у
школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных
объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе использую
преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу
нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и
других элементов.
К наиболее эффективным формам представления
материала по русскому языку и литературе отношу мультимедийные презентации. Использование
мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на
любом этапе урока. Презентация дает возможность мне как учителю проявить
творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов,
наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом
порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что
позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в
ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной
информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного
материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения,
высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование компьютера в учебном
процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический
материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ;
подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование
оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для обучающихся, снимает
дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями. Использование компьютерных
технологий способствует развитию у обучающихся навыков выполнения
научно-исследовательской работы.
Прекрасно повышают интерес к урокам
литературы и к творчеству поэтов видеоклипы, созданные по песням на стихи. При
этом я беру музыку в современной обработке, что также помогает приблизить поэта
к современному слушателю, показать актуальность его поэзии в наши дни.
Также можно просматривать фрагменты
экранизаций литературных произведений. Мною
собрана видеотека почти по всем
программным произведениям. Просмотр предваряется заданиями. Наиболее простые
задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за
ним. Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а
после просмотра вести беседу по данным вопросам. Так, например, по повести
Булгакова «Собачье сердце» можно предложить такие вопросы:
- Каково первое
слово Шарикова и почему именно это?
- Как первые
слова Шарикова его характеризуют?
- Какие эмоции
вызывает Шариков и чем он ужасен?
- Выпишите
примеры безграмотности Шарикова. Объясните, как создаётся комизм данной сцены.
Ещё один из приёмов применяя ИКТ на
уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников. В
практике своей работы я использую «Энциклопедию русской литературы», «Кирилл и
Мефодий. Русский язык.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», «ЕГЭ по русскому
языку», диски MP3 c записью текстов литературных произведений (И.С.Тургенев,
А.П.Чехов, М.Ю.Лермонтов и др..), «Русская литература XVIII-XX век» и многие
другие.
Использование
новых информационно – коммуникационных технологий позволяет существенно
повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний.