Использование
информационно – коммуникационных технологий
в образовательном процессе
На современном этапе в преподавании русского
языка и литературы особое внимание уделяется овладению обучающимися
традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и
экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной
активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а
стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных -
коммуникационных технологий в курсе русского языка и литературы значительно
поднимает уровень обученности при низкой мотивации обучающихся. Одним из
достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение
качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с
компьютером. Применение компьютера на уроках может стать новым методом
организации активной и осмысленной работы обучающихся, сделав занятия более
наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют
учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным,
индивидуальным и деятельным.
информационно – коммуникационных технологий
в образовательном процессе
Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до обучающихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе использую преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.
К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку и литературе отношу мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность мне как учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для обучающихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями. Использование компьютерных технологий способствует развитию у обучающихся навыков выполнения научно-исследовательской работы.
Прекрасно повышают интерес к урокам литературы и к творчеству поэтов видеоклипы, созданные по песням на стихи. При этом я беру музыку в современной обработке, что также помогает приблизить поэта к современному слушателю, показать актуальность его поэзии в наши дни.
Также можно просматривать фрагменты экранизаций литературных произведений. Мною собрана видеотека почти по всем программным произведениям. Просмотр предваряется заданиями. Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним. Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам. Так, например, по повести Булгакова «Собачье сердце» можно предложить такие вопросы:
- - Каково первое слово Шарикова и почему именно это?
- - Как первые слова Шарикова его характеризуют?
- - Какие эмоции вызывает Шариков и чем он ужасен?
- - Выпишите примеры безграмотности Шарикова. Объясните, как создаётся комизм данной сцены.
Использование новых информационно – коммуникационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний.